b-w-news.in.ua

Eurofighter Typhoon: истребитель, чье время на исходе.

Будущее четвертого поколения самолета Eurofighter выглядит неопределенным, поскольку на рынок выходят самолеты с технологиями стелс. Кроме того, приближаются авиационные системы FCAS, которые могут оставить "тайфунам" мало шансов.
Eurofighter Typhoon: истребитель, чье время на исходе.

Eurofighter Typhoon, многоцелевой самолет четвертого поколения, уже два десятилетия служит основой Королевских ВВС Великобритании. Несмотря на появление стелс-истребителей пятого поколения, таких как F-35, Typhoon по-прежнему остается эффективным для задач оперативного оповещения и патрулирования воздушного пространства.

  • Постоянные модернизации помогают поддерживать актуальность Typhoon, и ожидается, что он останется на вооружении как минимум до 2040 года. Однако высокая стоимость обновлений и разработка системы боевой авиации будущего (FCAS) могут привести к его устареванию.
  • Его маневренность и современные системы обеспечивают текущие возможности, но будущее нестрелсового Typhoon вызывает вопросы.

Eurofighter Typhoon: сможет ли он выжить в мире, где доминирует стелс?

Истребитель Eurofighter Typhoon на протяжении двух десятилетий является одним из ключевых самолетов Королевских ВВС Великобритании (RAF). Но сможет ли Typhoon, не обладая стелс-возможностями, оставаться актуальным в условиях появления технологий пятого поколения и увеличения важности стелс-технологий?

Будущее истребителя Eurofighter

Eurofighter Typhoon представляет собой рабочую лошадку RAF четвертого поколения, аналогично тому, как F-16 Fighting Falcon служит ВВС США. Для ряда задач стелс-истребитель пятого поколения не требуется — например, для операций быстрого реагирования и патрулирования воздушного пространства. На самом деле

Typhoon даже более подходящий для таких операций, чем, скажем, F-35 Joint Strike Fighter.

"Если вам необходимо быстрое реагирование на тревогу и патрулирование, вам нужен самолет с большим радиусом действия, лучшими характеристиками на высоте, безопасный и экономичный в эксплуатации, — утверждает специалист Королевского института объединенных служб Джастин Бронк. — Typhoon гораздо лучше подходит для этой роли". Кроме того, Typhoon способен нести больше боеприпасов, что делает его "вероятно, более эффективным" для миссий в оспариваемых воздушных пространствах, таких как Ирак и Сирия.

Благодаря постоянным модернизациям Typhoon остается более современным, чем можно было бы ожидать, и оснащается новейшей электроникой, радарами и системами защиты.

"Но модернизация обходится недешево, — сообщает Air Force Technology, — и некоторые из старых самолетов придется списать на 15 лет раньше, чем планировалось". С уменьшением числа "Тайфунов" RAF будет сложнее выполнять привычные задачи по обеспечению превосходства в воздухе просто из-за меньшего количества истребителей для тренировок.

истребитель Eurofighter

Тем не менее, Typhoon останется на вооружении: этот истребитель будет основным для RAF как минимум до 2040 года, "несмотря на то, что он дороже F-35A и стоит столько же, сколько F-35B".

"F-35, особенно F-35B, значительно дороже в эксплуатации, чем Typhoon, — сообщает Air Force Technology. — У Eurofighter нет малозаметного покрытия, требующего обслуживания, и его цепочка поставок в основном управляется Великобританией, что дает ей больше прав собственности и возможностей влияния".

Великобритания также сотрудничает с другими странами в разработке Future Combat Air System (FCAS), стелс-истребителя шестого поколения. Программа FCAS все еще на начальных этапах, и до ее реализации пройдет много лет. Тем не менее, FCAS отражает стремление к инновациям, которые неизбежно приведут к устареванию Typhoon.

Истребитель Typhoon в центре внимания

Typhoon — это двухмоторный сверхзвуковой многоцелевой истребитель с мгновенно узнаваемым силуэтом. Почему он так легко распознаваем? У "Тайфуна" есть предкрылки и дельтаобразное крыло, что делает его одним из самых легко отличимых самолетов в небе.

Самолет впервые поднялся в воздух в 1994 году. Более 700 "Тайфунов" были произведены для таких стран, как Австрия, Германия, Италия, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия, Испания, Великобритания и Катар. Иностранных клиентов привлекает маневренность Typhoon как на низких, так и на сверхзвуковых скоростях. Маневренность самолета обеспечивается конструкцией с ослабленной устойчивостью — он настолько неустойчив, что пилот не может поддерживать устойчивость самолета без искусственного вмешательства. Для обеспечения стабильного полета планера Typhoon используется четырехсторонняя цифровая система fly-by-wire. Эта система, известная как "беззаботная", запрещает пилоту выходить за пределы допустимой зоны полета.

истребитель Eurofighter

Typhoon построен из легких материалов, на 82% состоящих из композитов. Расчетный срок службы планера составляет 6000 летных часов.

Typhoon не является стелс-истребителем. Тем не менее, в него были встроены элементы, снижающие радиолокационное сечение (RCS). Например, реактивные воздухозаборники скрывают переднюю часть двигателей от радаров. Другие радиолокационные цели, такие как крыло, оперение и киль, имеют агрессивную стреловидность для минимизации отражения энергии радара на переднюю часть планера. Некоторые виды внешнего вооружения устанавливаются полуутопленными в планер, что частично экранирует их от радаров. Наконец, для отделки многих отражающих элементов самолета, таких как передние кромки крыла, кромки воздухозаборников, руль направления и аэродинамические поверхности, используются радарно-поглощающие материалы (RAM).

Typhoon оснащен двумя двигателями Eurojet EJ200, которые могут обеспечивать тягу до 9176 кгс (с включенными форсажными камерами). В EJ200 применяются передовые технологии, включая цифровое управление и мониторинг состояния, широкохордные аэродинамические профили, монокристаллические турбинные лопасти, конвергентное/дивергентное выхлопное сопло — все это обеспечивает высокое соотношение тяги и массы, многоцелевые возможности, суперкрейсерскую скорость, низкий расход топлива, низкую стоимость владения, модульную конструкцию и потенциал для дальнейшего развития.

В целом Eurofighter Typhoon — это перспективный самолет, который останется на вооружении как минимум еще пятнадцать лет. Однако дни нестелсового истребителя уже сочтены.

Об авторе

Харрисон Касс — журналист, специализирующийся на вопросах обороны и национальной безопасности, который написал более 1000 статей по международным проблемам. Он адвокат, пилот, гитарист и профессиональный хоккеист, служивший летчиком-стажером в ВВС США, но демобилизованный по состояни здоровья. Получил степень бакалавра в колледже Лейк-Форест, степень доктора юриспруденции в Орегонском университете и степень магистра в Нью-Йоркском университете. Харрисон слушает группу Dokken.