Окружение Дональда Трампа до официального объявления результатов выборов в США сделало несколько заявлений о потенциальных сценариях завершения конфликта в Украине, или, точнее, его заморозки на текущем этапе. В течение предвыборной кампании обсуждались, условно говоря, два варианта планов — "тезисы Heritage Foundation", которые предполагают увеличение помощи Украине и давление на Путина для достижения уступок, и "тезисы America First Policy Institute", которые касаются заморозки конфликта по линии соприкосновения. В последние дни активно обсуждается именно второй вариант. Оба подхода предполагают начало переговоров между Украиной и Россией без реализации идеи "границы 1991 года". Разница заключается в том, что более активная стратегия предполагает изменение баланса сил на линии фронта, после чего можно будет вести переговоры с Кремлем с позиции силы, что может сделать возврат к границам возможным в рамках политического процесса. Второй подход предполагает заморозку конфликта "здесь и сейчас", осознавая (но не обязательно признавая) невозможность возвращения территорий в ближайшем будущем. В качестве примера можно привести уже обсуждаемые идеи "забыть о Крыме" или "дождаться изменений в России".
На этом фоне Российская Федерация значительно усиливает давление на фронте. Несмотря на значительные потери, вооруженные силы РФ не разрушили украинский фронт, но за последние три месяца достигли самых значительных успехов с 2022 года. Путин, выступая на Валдае, вновь напомнил о "стамбульских договоренностях" — другими словами, о российском ультиматуме для Украины. При этом, несмотря на резкую риторику, России нет особой спешки в вопросах начала переговоров. К основным причинам, признанным Кремлем, относятся:
Все это привело к тому, что, потеряв лидерство в ШОС, Кремль не смог подтвердить свой статус лидера в БРИКС. Более того, если проанализировать основной доклад Валдайского клуба и недавнее выступление Путина, можно заметить изменение в позиционировании. Даже на своей площадке Россия уже не выступает с позиции лидера и "локомотива" изменений. Российские спикеры (включая президента) много говорят о многополярном мире, но обращаются к коллективным форматам "не Запада", где не подчеркивается исключительная роль России. Фактически, Россия вынуждена начать позиционировать себя как регионального, но не глобального лидера.
Самопозиционирование России является ключевым аспектом в понимании политики основных мировых игроков в вопросе завершения войны в Украине.
Путин начал этот этап войны как часть стратегии по сохранению статуса России как одного из мировых лидеров. Экономически РФ давно выпала из числа ведущих стран мира. Технологически тоже. Политическое влияние постепенно ослабляется. Единственным козырем оставалась военная мощь, которую Путин и разыграл в надежде на быстрый успех. Если бы произошел "Киев за три дня", Россия вернула бы себе влияние на Кавказе и в Центральной Азии, значительно укрепила бы свои позиции на Балканах и в Африке. Фактически, через силу, она заставила бы мир воспринимать себя как одного из архитекторов нового миропорядка.
Однако "Киева за три дня" не произошло. Более того, Россия столкнулась с сопротивлением страны, которую сама же позиционировала как Failed State. То есть Путин продемонстрировал, что его "последний козырь" в диалоге о геополитическом лидерстве не является таковым. Если в 2021 году обсуждали возможные изменения в мировой системе в контексте треугольника Вашингтон-Пекин-Москва, то к концу 2022 года разговоры сосредоточились на диалоге между КНР и США. Россия сама себя исключила из этого процесса. Поэтому слова Путина в январе 2023 года о том, что война идет "за будущее России", оказались правдой. Поражение или даже условная "ничья" в российско-украинской войне лишает РФ статуса ключевого геополитического игрока.
Такая ситуация устраивает и Пекин, и Вашингтон. Говоря простыми словами, гораздо легче начать разговор о формировании двухполярного мира, чем вести сложный диалог в трехстороннем формате. Это также выгодно Европейскому Союзу, для которого ослабление влияния Кремля на континенте создает дополнительные возможности, в том числе в вопросах самоидентификации Союза на мировой арене. Ослабление России также выгодно новым региональным лидерам, начиная от основателей БРИКС (кроме России, естественно) и заканчивая Турцией, Ираном и Саудовской Аравией.
Таким образом, полное поражение Украины является невыгодным для большинства стран мира. Однако "не проиграть" не означает "победить".
К сожалению, полное поражение России и связанные с этим риски глубокого кризиса в стране, вплоть до угрозы распада, также являются невыгодными для ключевых игроков:
Таким образом, для значительного числа мировых государств поражение России также представляется "невыгодным". Эта позиция, кстати, изменяется. Ведь еще два года назад вместо слова "невыгодный" можно было использовать "недопустимый". Но скорость изменений крайне низка. И здесь есть, в том числе, вина Украины, которая недостаточно активно коммуницировала на внешнем уровне вопросы "пост войны". То есть — что будет после окончания войны и как можно минимизировать риски от российского кризиса в случае поражения РФ.
Возвращаясь к паре США-КНР, оба государства не желают поражения Украины, но также не стремятся к полному поражению России. Это означает, что с их точки зрения, война должна быть остановлена где-то между указанными крайними вариантами.
Вопрос — где именно? И здесь уместно вспомнить американо-китайское противостояние и процесс зависимости РФ от КНР: