Когда в Украине пожилые люди голосовали за коммунистов или партии, которые стремятся вернуть нас в СССР, молодежь, полная прогрессивных идей и недовольства, поднимала вопрос о введении возрастного ценза для голосования.
Ирония заключается в том, что на последних выборах в Германии среди молодежи победили коммунисты, а на втором месте оказались ультраправые. ХДС и СДПГ, которые, очевидно, сформируют коалицию, получили поддержку в основном от поколения 60+. Это же старшее поколение в подавляющем большинстве выступает "ЗА" помощь Украине в виде оружия и финансов, в то время как молодежь, наоборот, преобладает "ПРОТИВ".
Одной из ключевых причин такой поляризации я вижу экономику.
С началом пандемии Covid было "напечатано" огромное количество денег для преодоления кризиса. На графике видно, насколько увеличилось количество долларов США в мире.
В целом это является классической неокейнсианской политикой. Кейнс акцентировал внимание на фискальном стимулировании и дефицитном бюджете, но затем было решено, что фискальные (налоговые) методы — это долго, и требуется более быстрое решение, поэтому перешли к монетарным. Наше "Большое строительство" тех лет — это также часть кейнсианской стратегии. Как и в любом лечении болезни, есть "побочный эффект", который проявляется со временем. В 2020-2021 годах, когда осуществлялось это стимулирование, в мире не наблюдалось значительной потребительской инфляции (в среднем 3,3% в 2020 и 4,7% в 2021 по данным МВФ), но наблюдался стремительный рост цен на активы по всему миру. За эти два года индекс S&P-500 вырос почти на 50%, что означает, что экономика не растет, а цены на акции "взлетают", поскольку где-то нужно держать "избыточные деньги". В период с 2018 по 2022 годы цены на жилье в США увеличились более чем на 50% (индекс цен на жилье), в Германии — более чем на 40% (Индекс цен на жилье в Германии). Кстати, долларовые цены на жилье в Киеве с 2018 по 2021 год также выросли почти на 40%. То есть при умеренной потребительской инфляции эта денежная масса привела к инфляции активов.
Теперь давайте мысленно разделим мир на две категории — тех, кто имеет активы, и тех, кто их не имеет, но хочет. Условный немецкий студент видит, что квартира площадью 70 квадратных метров стоит от 700 тысяч до миллиона евро в Мюнхене. В Берлине цены немного ниже, но в хорошем районе — от полумиллиона. Он замечает, что в 2022 году также возросла потребительская инфляция (8,7% в год), а в 2023-2024 годах экономика впервые с времен Второй мировой войны окажется в рецессии два года подряд (-0,3% в 2023 и -0,2% в 2024). Тем временем правительство выделяет более 12 миллиардов евро в год на помощь беженцам и мигрантам (в 2023 году более 45% этой суммы направлено на мигрантов из Украины, сирийцы на втором месте).
Я решил рассчитать, сколько ежемесячно должен будет выплачивать человек, который хочет купить желаемую 70-метровую квартиру за 700 тысяч евро в Мюнхене при 30-летнем кредите под 3% годовых на условиях аннуитета (равные платежи). В итоге получилось около 3000 евро в месяц. Однако работы практически нет, поскольку экономика находится в стагнации, и нужно отложить 3000 евро в месяц только на погашение кредита. Соответственно, те, кто уже обладает активами в виде недвижимости и сбережений, обычно хранящихся в пенсионных фондах, инвестирующих в ценные бумаги, и те, кто не имеет ни активов, ни сбережений, — это две совершенно разные группы. Для второй группы перейти в первую стало гораздо сложнее, чем 10-20 лет назад, поскольку порог входа значительно возрос.
И они искренне голосуют за коммунистов и ультраправых, которые предлагают свои "быстрые кардинальные решения".
Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за опубликованные данные в рубрике "Мнения" несет автор.