Антон Андреевич Алиханов появился на свет в 1986 году, в солнечном Сухуми, родном городе его матери, выпускницы Тбилисского медицинского института Лианы Тейрановны. Когда же мальчик немного подрос, семейство Алихановых отправилось покорять российскую столицу.
В Москву их привели знакомства в медицинских кругах мамы Антона и связи его предприимчивого отца, Андрея Антоновича. Алиханов-старший, в частности был знаком с Михаилом Бабичем, который предложил ему основать компанию «Росмясомолторг». Сам Бабич имел знакомства и в верхних эшелонах власти, и среди криминального мира, а помимо данной фирмы, учредил еще компании «Корпорация Антей» и «Шуйские ситцы».
Однако к концу девяностых годов «Росмясомолторгом» заинтересовался следственный комитет МВД. Компания обвинялась в присвоение около двух миллиардов рублей, полученных от продажи гуманитарной помощи из США и ряда европейских стран. Изначально товар должен был быть реализован через официальных дилеров по фиксированной цене, а прибыль идти в Минфин России.
Михаил Бабич
Но «Росмясомолторг» зачастую распространяла продукцию через коммерческие структуры Бабича, который на тот момент являлся вице-президентом компании. Сам Михаил Викторович успел ретироваться в Федеральное агентство по регулированию сельскохозяйственного рынка, а отвечать за все пришлось том-менеджеру бабичевской компании «Антей» Дмитрию Илясову.
Впрочем, отец Алиханова владел «Росмясомолторгом» и в двухтысячные годы. За предприятие было кому похлопотать, поэтому «Росмясомолторг» имело миллиардные контракты с такими структурами, как Министерство обороны, МВД и Федеральным медико-биологическим агентством. Но к 2008 году компания стала убыточной, а вскоре была и вовсе обанкрочена. Помимо «Росмясомолторга», Андрей Антонович владел еще несколькими активами, в частности «Донмясопродукта» и «Альят+». Но все принадлежащие ему бизнес-структуры разорились в 2015-2016 годах.
Большие планы
Полагаясь на свои связи, семейство Алихановых строило большие планы на Антона, который рос весьма сообразительным мальчиком. Когда он окончил школу, его удалось пристроить во Всероссийскую государственную налоговую академию Министерства финансов РФ. Причем поступил Алиханов-младший сразу на два факультета, благодаря чему получил две специальности — «финансы и кредит» и «юриспруденция». Кроме того, параллельно его устроили в структуру, принадлежавшую Главному управлению делами дипломатического корпуса (ГлавУПДК) МИД, под названием ООО «УПДК-ХАЙНС».
После того, как Алиханов окончил вуз, для него присмотрели «теплое местечко» в Министерстве юстиции. Но все же дальше молодого специалиста решили вести по финансовой стезе, для чего он в 2012 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Защита проходила в Российском экономическом университете имени Г. В. Плеханова, а название работы звучало, как «Управление издержками на развитие организационной культуры компании».
После этого Антон Андреевич получил свою первую крупную чиновничью должность, став заместителем директора Департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Министерстве промышленности и торговли РФ. Данный департамент и без того решавший весьма серьезные задачи, в условиях экономических санкций весьма повысил свой вес. Именно в данном ведомстве определялись импортные и экспортные квоты на поставку различной техники, сырья и прочей продукции. Кроме того, при Алиханове департамент разрабатывал критерии статуса «товара Евразийского союза», а также участвовал в создании проекта по сотрудничеству в области сельхозмашиностроения среди стран Таможенного союза.
Высокие назначения
За то короткое время, что Алиханов был на посту заместителя, он смог приобрести квартиру в Москве общей площадью в 100 кв. м, настолько хлебным была эта должность. А летом 2015 года Антон Андреевич и вовсе вначале стал исполняющим обязанности директора департамента, а в августе уже окончательно его возглавил. Но поруководил он там недолго, так как уже в сентябре его ожидало назначение в Калининградскую область, где он занял должность заместителя председателя правительства. Ходили слухи, что назначение пролоббировал первый вице-премьер Правительства Игорь Шувалов, который накануне посещал родину Канта с целью проверки региона к Чемпионату мира по футболу 2018 года.
Николай Цуканов
Тогдашний губернатор Николай Цуканов и члены его команды были, мягко говоря, не рады варягу из Москвы. Следует отметить, что первым недобрым звоночком для Николая Николаевича стало назначение летом того же 2015 года начальником местного УФСБ представителя личной охраны Владимира Путина Евгения Зиничева. Примерно тогда же на сайте Кремля появилось сообщение о том, что Цуканов отправлен в отставку и назначен временно исполняющим обязанности главы области. Это означало, что он пойдет на досрочные выборы губернатора, но неожиданно данное сообщение пропало с правительственного портала, и было объяснено технической ошибкой. Такой сигнал мог означать, что определенные силы помешали продлить полномочия Николая Николаевича.
Неизвестно какие процессы согласования проходили за кулисами, но досрочная отставка Цуканова все-таки состоялась, и Алиханов приехал в Калининград, как раз в преддверие готовящихся досрочных выборов. Но даже избравшись на новый срок Николай Николаевич с трудом мог оказывать сопротивление молодому столичному «выскочке», который активно выстраивал тесные контакты с местной элитой.
Многие связывали приход Антона Андреевича в самый западный регион России с процессом отмены таможенных льгот «Особых экономических зон» (ОЭЗ) и введением механизма компенсации потерянных в связи этим доходов. Так как регион не отличался прозрачностью распределения средств из федерального бюджета, Алиханов должен был отслеживать данные денежные потоки. Сам молодой чиновник относительно нового закона говорил, что по его подсчетам калининградские бизнесмены за то время, что действовали «таможенные льготы», недоплатили в бюджет около полутриллиона рублей, при этом уровень инвестиций был всего лишь 90 миллиардов рублей. Также он утверждал, что подобные конкурентные преимущества «гасили» аналогичное производство в других регионах страны.
Кроме того, Алиханов взял полностью на себя разработку нового закона о правовом регулировании особого режима предпринимательской деятельности на территории Калининградской области. При этом все важные вопросы он согласовывал не с представителями цукановского правительства, а напрямую с кураторами из Кремля. Все положения об ОЭЗ и положения по территориям опережающего развития он решил свести в новом законе о Калининградской области. Антон Андреевич в 2016 году вел настоящие битвы по согласованию этого закона с Министерством финансов и Министерством иностранных дел, и делал он это опять же в обход губернатора. В апреле 2016 года таможенные льготы действительно были заменены прямыми федеральными субсидиями.
Отставка Цуканова
В июле 2016 года Президент Владимир Путин произвел целую серию отставок и назначений, под которую попал и Цуканов. Николай Николаевич был вынужден оставить губернаторский пост и стать полномочным представителем Президента в Северо-Западном Федеральном округе. Итоги его правления областью оказались скорей негативными, а его отставка для многих калининградцев стала долгожданной. Но шоком для тех, кто думал об экономических переменах, стало назначение временно исполняющим обязанности главы региона выходца из силовых структуру Евгения Зиничева.
Ситуацию спасало то, что одновременно со своим назначением Евгений Николаевич объявил временно исполняющим обязанности председателя правительства Антона Алиханова, который очевидно и должен был взять на себя все вопросы экономики. Но местных жителей смущал юный возраст премьера. Впрочем, часть местной элиты, с которой Антон Андреевич уже успел наладить контакт, восприняла его повышение вполне положительно, а многие представители бизнеса посчитали, что шаг с назначением молодого премьер сделан для повышения инвестиционной привлекательности региона.
Евгений Зиничев
Сохранялось устойчивое мнение о том, что кадровые перемены напрямую были связаны с готовящимся законом о создании особого экономического статуса в Калининградской области. Об этом говорило и неожиданное приглашение на представление нового губернатора местного опального политика Соломона Гинзбурга, которого при Цуканове ни под каким соусом не подпускали к широкой аудитории. Гинзбург считается давним сторонником введения особого статуса региона, о чем он заявил и на самом мероприятии. Кроме того, он всегда выступал и за разделение губернаторской власти на представительную функцию и премьерскую, что фактически и произошло при Зиничеве.
В то время, как Антон Андреевич возглавлял областное правительство, действие в регионе особой экономической зоны было продлено до 2095 года, за исключением так называемы «таможенных» льгот. Другие привилегии, такие, как льготы по налогам на имущество и на прибыль сохранились. Кроме того, Алиханов заявил, что собирается сделать из Калининградской области зону без налога на добавленную стоимость, в том числе ввозить российские, белорусские, казахстанские, армянские товары на территорию области без НДС. Также он лоббировал в МИД введение виз электронного типа для въезда иностранцев на территорию Калининградской области.
Прозрачность власти
Старался Алиханов показать и более «продвинутый», по сравнению со своим предшественником подход, в ведении работы. Так, на одном из заседаний он сравнил освещение в районе Музея янтаря и наличие вокруг него торговых палаток с термином пользователей социально сети Instagram, который звучит, как «фуд-порн». По аналогии он назвал непрезентабельный внешний вид вокруг музея «янтарной порнографией». На другом совещании, посвященном здравоохранению, глава правительства утверждал, что его жена после посещения районной поликлиники, оставила жалобу по «горячей линии», благодаря чему почти тут же произошли изменения в данном учреждении. Кроме того, Антон Андреевич делал упор на повышении прозрачности органов власти и их структур. В частности, он серьезно раскритиковал областную «Корпорацию развития туризма» за ее непрозрачность. Через несколько дней после этого был уволен руководитель корпорации Александр Арутюнов.
В то время, как сам Алиханов постоянно давал информационные поводы и охотно общался с прессой, губернатор Зиничев, несмотря на свою публичную должность, почти не общался с прессой, а его редкие выходы на публику были на удивление скоротечны. 6 октября 2016 года Евгений Николаевич обратился к Президенту с просьбой перевести его на другую работу. Путин удовлетворил просьбу своего бывшего охранника, а временно исполняющим обязанности губернатора Калининградской области назначил Алиханова, с которым предварительно провел встречу. Что примечательно, Антон Андреевич за две недели до этого события только достиг тридцатилетнего возраста, который позволял ему занять столь высокий пост. Многие тогда посчитали, что Зиничев и «грел место», ожидая тридцатилетия Алиханова.
Уже через неделю после назначения Антон Андреевич внес в областную Думу предложения по реорганизации регионального правительства. Среди серьезных изменений правительства стало формирование министерства регионального контроля (надзора) на базе контрольно-ревизионной службы, жилищной инспекции и государственной инспекции архитектурно-строительного надзора. Также некоторые министерства были слиты в единые ведомства, тоже происходило и с рядом региональных фондов, в результате чего свои посты покидали цукановские люди.
Серьезные родственники
Но большинство калининградцев интересовались не столько кадровой политикой Алиханова, сколько вопросом о том, кем является сам губернатор. Внимание общественности привлекли родственные связи по линии жены. Выяснилось, что супруга губернатора Дарья Абрамова приходиться внучкой хирурга-трансплантолога, директора НИИ скорой помощи имени Склифосовского Могели Хубутия, к слову уроженца Сухуми. В СМИ Хубутия известен под именем Анзор.
По утверждению самого директора НИИ, он встречался с Владимиром Путиным для обсуждения вопросов медицины, когда тот еще был премьер-министром. Кроме того, он плотно взаимодействовал с Дмитрием Медведевым, когда тот был Президентом, и мэром Москвы Сергеем Собяниным во время организации помощи пострадавшим от терактов в аэропорту Домодедово. Медведев в том же году лично вручил Могели Хубутия орден «За заслуги перед Отечеством» III степени.
Могели Хубутия
Тут же Могели связали с другим Хубутией, Михаилом, который считается членом, так называемого «ростеховскго клана», и который контролирует сеть оружейных магазинов «Кольчуга». Михаил считается одним из лидеров грузинской диаспоры в России и даже до 2015 года возглавлял общественную организацию «Союз грузин России», которую, однако, Минюст удалил из списка НКО. Кроме всего прочего, Хубутия владеет компанией «Росимпекс», совладельцем которой является Эдуард Иоффе. Иоффе в свою очередь является советником по коммерческим вопросам генерального директора концерна «Калашников», входящего в состав «Ростеха». И Михаил Хубутия и Эдуард Иоффе находятся в санкционных списках США и Канады, как приближенные к руководителю государственной корпорации «Ростехнологии» Сергею Чемезову.
Сам Алиханов поспешил опровергнуть родственную связь деда его жены с Михаилом Хубутия, тем самым открестившись и от Чемезова. Но, тем не менее, обращает на себя внимание активность в последние годы «Ростеха» в Калининградской области. Так, госкорпорация начала приобретать активы янтарного комбината. Также Чемезов положил глаз на завод «Янтарь», входящий в Объединенную судостроительную корпорацию и на автопромышленный холдинг «Автотор». Кроме того, структуры «Ростеха» заинтересовались утилизацией отходов в Калининградской области. Следует отметить, что Алиханов, не успев стать врио губернатора, сразу же посетил янтарный комбинат, после чего заявил о необходимости модернизации производства. Кроме того, Антон Андреевич выступает за ужесточение наказание за нелегальную добычу самоцветов.
В дополнение к этим фактам, можно также заметить, что близкий друг отца Алиханова Михаил Бабич, как полномочный представитель Президента в Приволжском федеральном округе, совместно с Чемезовым организовывал посещение Владимиром Путиным Ижевска для ознакомления с обновленным концерном «Калашников». Кроме того, тот же Бабич, будучи еще депутатом Госдумы, лоббировал интересы Чемезова, который тогда возглавлял «Рособоронэкспорт», продвигая идею освобождения от НДС всех без исключения бартерных сделок оружейного монополиста. Кроме того, он призывал законодательно наделить «Рособоронэкспорт» правом пользоваться зарубежными счетами российских посольств и других загранучреждений.
Антон Андреевич Алиханов является самым молодым главой региона Российской Федерации. Начав свой карьерный путь в Министерстве промышленности и торговли, он неожиданно оказался в Калининградской области, где стремительно прошел путь от вице-премьера до временно исполняющего обязанности губернатора. Кто-то верит, что Алиханов построил столь головокружительную карьеру благодаря своему таланту. Но большинство усматривает за его успехом родственные связи, а также интересы «всесильного» Чемезова. Но интересней понять, какой сценарий развития региона призван проводить Антон Андреевич. Не успели калининградцы, с приходом Зиничева, приготовиться к «закрытию» города и «охранительной» политике, как буквально в считанные месяцы все поменялось, и уже идут разговоры о новых экономических свободах для региона и о привлечении внешних инвестиций.